
«Кто разгадает
вас!» (Загадка
Софьи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».)
Одним из действующих лиц комедии,
вызывающих и по сей день споры литераторов и критиков, безусловно, является
Софья Павловна Фамусова.
Девятнадцатый век, духом которого
пронизаны все действия и явления комедии, разделил критиков на два лагеря.
Наиболее непримиримые самым решительным образом осуждали героиню. В частности,
весьма резко в отношении Софьи высказался А. С. Пушкин: «Софья очерчена
не резко - то ли блудница, то ли московская кузина».
Так какова же на самом деле
Софья Павловна Фамусова? В начале комедии она предстает перед нами как
избалованная московская барышня. Она подчиняет своим желаниям и причудам
покорного и робкого Молчалина, с ловкостью обводит вокруг пальца собственного
наивного родителя, а когда тот все же застает ее в неподобающем виде,
она с дивной легкостью выдумывает «вещий» сон. f" Влюбленность
Софьи и Молчалина вво-' дится Грибоедовым в повествование гораздо раньше
появления Чацкого и задолго до саморазоблачения Молчалина. Читатель еще
не знает, что Чацкий и Софья вместе росли и взрослели, что у Чацкого были
надежды на верность Софьи отроческой любви. В первой же беседе героини
со служанкой Лизой автор в весьма чувственных тонах описывает отношение
Софьи к своему молчаливому и преданному избраннику:
Возьмет он руку, к сердцу
жмет.
Из глубины души
вздохнет.
Ни слова вольного, итак вся
ночь проходит,
Рука срукой, и глаз с меня не сводит...
Однако первое впечатление
от романтического женского образа довольно обманчиво. По ходу действия
данного произведения читатель начинает понимать, что Софья не вписывается
в эту концепцию. Уже при встрече с Чацким нет и следа той сентиментальной
девушки, воспитанной на любовных французских романах. С главным героем
беседует холодная московская девица, привыкшая к великосветским манерам
общения, исключающим какую-лиЬч откровенность и даже человеческую теплоту.
Совсем немного времени проходит от вымученного «Ах, Чацкий, я вам
рада» до гневного, со стальным оттенком «Не человек, змея!»
Читатель пребывает в замешательстве. Какова же истинная сущность героини?
Создается впечатление, что
Грибоедов сознательно заставляет неустанно всматриваться в закрытое вуалью
загадочности лицо Софьи и пытаться ответить на вопрос, не имеющий ответа.
Сцена обморока Софьи из-за
преглупого падения Молчалина с лошади вновь вводит читателя в заблуждение.
Теперь уже нельзя сказать уверенно, что за этим стоит. То ли любовь к
Молчалину действительно столь велика, и слова «Ах! Боже мой! упал,
убился!» есть крик души, бьющейся раненой птицей в клетке отчаяния,
то ли Софья решила просто досадить назойливому Чацкому, совершенно безосновательно
возомнившему себя властителем ее мыслей и чувств.
Почему выбор Софьи - Молчалин?
Да, с ним удобнее иметь дело, его можно приручить, он послушен и безропотен,
«муж-мальчик, муж слуга». Но ведь такой человек не пара дочери
уважаемого московского господина. И Софья осознает это. Поэтому именно
поэтому она выбирает Молчалина, бросая вызов предрассудкам и нелепым убеждениям
закостенелого московского общества. «Что мне молва? Кто. хочет,
так и судит», - брошенная Софьей реплика, словно невидимой нитью,
связала ее противоречивую натуру с образом Чацкого, сознательно ставившего
себя в оппозиций всем, окружающим и подстерегающим его в кулуарах грибоедовской
комедии.
Но что если Софья искусно
играет более коварную роль? Ведь именно она завела часовой механизм кульминационного
момента всей комедии, невзначай обронив фразу: «Он не в своем уме»,
— характеризуя Чацкого. Как снежный ком, неумолимо растущий в размерах
лавиной сходя со склона горы, слух стал распространяться среди членов
«фамусовско-го» общества, приведя к развязке.
И. А. Гончаров сравнил грибоедовскую
Софью Фамусову с пушкинской Татьяной Лариной: «...Она в любви своей
точно так же готова выдать себя, как Татьяна: обе, как в лунатизме, бродят
в увлечении с детской простотой». Софья и Татьяна - сильные представительницы
слабого пола, и, пока «Молчали-ны блаженствуют на свете»,
превращая мир в царство тьмы, именно они делают жизнь ярче, становясь
единственным «лучом света в темном царстве».

|