Тема поэта и
поэзии в лирике А. С. Пушкина
Эта традиционная тема волновала
таких поэтов, как Гораций, Байрон, Жуковский, Державин и другие. И вслед
за ними Пушкин дает свое понимание предназначения поэта и поэзии.
Этот вопрос затрагивается
в первом опубликованном стихотворении «К другу стихотворцу»
(1814). Поэт говорит о горестях, выпадающих на долю поэтов, которых
... хвалят все, питают
— лишь журналы;
Катится мимо их Фортуны колесо...
Их жизнь — ряд горестей, гремяща слава —
сон.
Автор советует начинающему
поэту быть «спокойным». Он видит назначение поэзии в том,
чтобы приносить пользу обществу. По его мнению, «хорошие стихи не
так легко писать», но уж если писать, то только хорошие. «Неподкупный
голос» лирического героя слышен в стихотворении 1818 года «К
Н. Плюсковой». Поэт обращается к фрейлине императрицы Елизаветы
Алексеевны, выражая свою независимость по отношению к властям:
Свободу лишь учася славить,
Стихами жертвуя лишь ей,
Я не рожден царей забавить
Стыдливой музою моей...
Любовь и тайная свобода
Внушали сердцу гимн простой,
И неподкупный голос мой
Был эхо русского народа.
В стихотворении 1824 года
«Разговор книгопродавца с поэтом» рассудительный книгопродавец
замечает:
Не продается вдохновенье,
Но можно рукопись продать.
Стихотворение заканчивается
признанием поэтом правоты продавца книг. Заключительные строки стихотворения
написаны в прозе, и это переносит читателя из мира мечтаний о возвышенном
в мир приземленной действительности. Здесь Пушкин выступил новатором:
он впервые выразил реалистическое отношение к деятельности поэта.
В стихотворении «Пророк»
(1826) в аллегорической форме рассказывается о преобразовании простого
человека в поэта-пророка. «Шестикрылый серафим» наделяет человека
«вещими зеницами», необыкновенным слухом, жалом «мудрыя
змеи», вместо сердца «вдвигает» ему в грудь «угль,
пылающий огнем». Но и этого полного преобразования оказывается недостаточно
для того, чтобы человек стал поэтом-пророком, для этого нужна воля Бога:
И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
Таким образом, Пушкин в «Пророке»
видит назначение поэта и поэзии в том, чтобы «глаголом жечь сердца
людей».
Через два года было написано
стихотворение «Поэт и толпа», обличающее отношение светской
«черни» к поэту.
Зачем так звучно он поет?..
Как ветер песнь его свободна,
Зато как ветер и бесплодна:
Какая польза нам от ней?
Однако поэт также выражает
свое отношение к «черни»:
Подите прочь — какое бело
Поэту мирному до вас!
В разврате каменейте смело,
Не оживит вас лиры глас!
По мнению Пушкина, поэты рождаются
«для вдохновенья, для звуков сладких и молитв». Поэт — сложное
существо, отмеченное свыше, наделенное частью созидающей силы господа
Бога, но в то же время он — обычный земной человек. Бог шлет поэту вдохновенье,
и —
Душа поэта встрепенется,
Как пробудившийся орел.
Пушкин создает образ поэта,
борющегося за свободу выражения своих мыслей, за правдивость поэзии, за
свою независимость от власти денег и толпы. Так, в стихотворении «Поэту»
(1830) автор обращается к поэту:
Поэт! не дорожи любовию
народной.
Восторженных похвал пройдет минутный
шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной:
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.
При этом участь поэта — быть
одиноким человеком. Пушкин призывает поэта идти «дорогою свободной,
куда влечет... свободный ум».
Тему взаимоотношения толпы
и художника Пушкин продолжает в стихотворении «Эхо» (1831).
Автор сравнивает творческую деятельность поэта с эхом:
На всякий звук
Свой отклик в воздухе пустом
Родишь ты вдруг...
Тебе ж нет отзыва... Таков
И ты, поэт!
Образ поэта, не ценящего «громкие
права», не зависящего «от царя», «от народа»,
дающего отчет «себе лишь самому», создан Пушкиным в стихотворении
1836 года «Не дорого ценю я громкие права...» (Из Пиндемонти).
Счастье для истинного поэта, по мнению автора, —
По прихоти своей скитаться
здесь и там,
Дивясь божественным природы красотам,
И пред созданьями искусств и вдохновенья
Трепеща радостно в восторгах умиленья.
Своего рода поэтическим завещанием
Пушкина явилось стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»
(1836), написанное за полгода до смерти. Оно восходит к оде римского поэта
Горация «К Мельпомене», стихотворениям Ломоносова, Державина.
Пушкин выделил существенное
качество своего творчества — служение народу:
И долго буду тем любезен
я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
Обращаясь к Музе, он призывает:
Веленью божию, о муза,
будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца;
Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспоривай глупца.
Поэт, по мнению Пушкина, должен
ни от кого не зависеть, ни перед кем «не клонить гордой головы»,
а достойно выполнять свое предназначение — «глаголом жечь сердца
людей». Еще в 15 лет в стихотворении «К другу стихотворцу»
он заявил:
И знай, мой жребий пал,
я лиру избираю.
Пусть судит обо мне как хочет целый свет,
Сердись, кричи, бранись, — а я теки поэт.
Позже Пушкин скажет: «Цель
поэзии — поэзия», — и останется верен этому до конца.
|